Стандарты «Евро-4»/«Евро-5» для грузовиков: что это и как влияет на эксплуатацию

Экологический класс грузового автомобиля — не просто цифры в техпаспорте. Это комплекс инженерных решений, влияющий на конструкцию дизельного двигателя, его техническое обслуживание и, в конечном счёте, на стоимость владения.

Разбираем, что такое стандарты Евро-4, Евро-5, их отличия для грузовиков, как они влияют на эксплуатацию. Статью подготовили эксперты официального дилера в Красноярске «ISUZU Камион». Она будет полезна тем, кто хочет купить грузовик Евро-5 или уже его эксплуатирует.

Как достигаются стандарты? Ключевые технологии

Задача экостандартов — снизить вредные выбросы, в первую очередь сажи и оксидов азота (NOx). В моторах «Евро-4» и «Евро-5» используют разные технологии.

«Евро-4»: система рециркуляции отработавших газов (EGR)

Принцип работы системы EGR прост: специальный клапан возвращает часть выхлопных газов во впускной коллектор. Газы смешиваются с воздухом, снижая уровень кислорода и температуру горения в коллекторе. В результате токсичных оксидов азота образуется меньше.

Главный минус EGR — требования к топливу. При высоком содержании серы в дизеле клапан EGR и впускной тракт быстро забиваются сажей, мотор теряет мощность.

«Евро-5»: технология селективной каталитической нейтрализации (SCR)

Для «Евро-5» инженеры придумали систему SCR — простыми словами это «химическая фабрика» внутри выхлопной системы. В поток раскалённых газов впрыскивается жидкий реагент AdBlue — раствор мочевины для дизеля высокой чистоты.

Попав в каталитический нейтрализатор, AdBlue вступает в реакцию с оксидами азота, расщепляя их на безвредные азот и водяной пар. Двигатель работает эффективнее, его не «душат» выхлопные газы, как в EGR.

Влияние на эксплуатацию: что нужно знать владельцу

Разобравшись с технологией, рассмотрим влияние Евро-5 на эксплуатацию коммерческого грузовика.

Расход топлива и AdBlue

Есть миф, что грузовики «Евро-5» более «прожорливы». Это не так. По результатам испытаний двигатель ISUZU Euro 5 даже экономичнее, чем аналогичный «Евро-4». То есть за топливо вы не переплатите.

К расходам добавляется реагент. Для чего нужна AdBlue в дизеле, мы разобрались, а что с расходом? Средний показатель — 3–5% от расхода топлива. То есть на 100 литров дизеля нужно около 3–5 литров реагента.

Обслуживание и надёжность

К плановому обслуживанию добавятся:

  • заправка AdBlue;
  • очистка (прожиг) или замена сажевого фильтра DPF.

Важно использовать качественную AdBlue: суррогаты могут вывести из строя насос, форсунку и нейтрализатор.

Законодательные ограничения

Грузовики класса ниже «Евро-5» запретили ввозить и производить в России ещё в 2014 году. В 2022 году запрет временно сняли из-за проблем с зарубежными поставками.

В 2025-м стандарт «Евро-5» снова актуален. Подняли штрафы за превышение выбросов. Обсуждаются новые законодательные ограничения на въезд грузовиков с низким экоклассом в центры мегаполисов.

Покупка техники класса «Евро-5» и выше — инвестиция в будущее без ограничений на передвижение.

Профессиональное обслуживание экологических систем ISUZU

Официальный дилер ISUZU «Камион» приглашает на диагностику, обслуживание, ремонт систем EGR, SCR на вашем ISUZU.

Запишитесь в сервисный центр ISUZU «Камион» по адресу: Красноярск, Северное шоссе, 25.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

В чём основное отличие двигателя «Евро-4» от «Евро-5» на грузовике?

В способе нейтрализации оксидов азота. «Евро-4» использует внутреннюю систему рециркуляции газов (EGR), «Евро-5» — внешнюю систему SCR с впрыском реагента AdBlue в выхлопную систему.

Что такое AdBlue и для чего она нужна в дизеле?

AdBlue — 32,5%-ный раствор высокоочищенной мочевины в деминерализованной воде. Он впрыскивается в выхлопную систему грузовиков «Евро-5/6» и разлагает оксиды азота на безопасные азот и воду.

Правда ли, что грузовики «Евро-5» потребляют больше топлива?

Нет, это миф. Расход топлива часто даже ниже, чем у «Евро-4». Затраты добавятся только на покупку AdBlue.

Можно ли ездить, если закончилась жидкость AdBlue?

Нет. Датчик предупредит, что бак с реагентом пуст, а затем принудительно ограничит мощность двигателя до 60%.

Насколько надёжны системы EGR и SCR и можно ли их отключать?

Как любые современные системы, они достаточно надёжны. Попытки отключить AdBlue или заглушить EGR могут сломать мотор. Кроме того, это нарушение закона.

Есть ли в России ограничения для грузовиков старых экологических классов?

Да. В Москву запрещён въезд грузовиков ниже «Евро-3». Ожидается, что ограничения введут в других крупных городах.