
От надёжности тормозной системы напрямую зависят сохранность груза, жизнь водителя и репутация компании. На разных по массе и назначению грузовиках применяют принципиально разные системы — гидравлическую и пневматическую.
Эксперты официального сервиса ISUZU проведут сравнение гидравлической и пневматической тормозной системы, расскажут о принципах их работы, сильных и слабых сторонах, тонкостях обслуживания.
Гидравлическая тормозная система: принцип работы и применение
Представьте медицинский шприц, куда набирают воду. Попробуйте сжать её. Не
Гидравлическая тормозная система работает по тому же принципу. Несжимаемая (в отличие от воздуха) тормозная жидкость передаёт усилие от педали тормоза к тормозным механизмам, не теряя мощности.
Основные компоненты системы
- Главный тормозной цилиндр ГТЦ создает давление в системе при нажатии на педаль тормоза.
- Рабочие тормозные цилиндры преобразуют давление жидкости в механическое усилие, прижимающее тормозные накладки к диску или барабану.
- Тормозная жидкость передает усилие в системе.
- Шланги и трубки соединяют компоненты системы и обеспечивают циркуляцию жидкости.
Где применяется на ISUZU?
Гидравлическая система с вакуумным усилителем — стандарт для лёгкой и маневренной серии грузовиков, таких как ISUZU ELF.
Пневматическая тормозная система: мощь сжатого воздуха
Пневматическая система использует сжатый воздух вместо жидкости. Утечки исключены: когда в системе падает давление, грузовик автоматически замедляется, а потом останавливается.
Преимущества и недостатки пневматических тормозов:
+ мощность;
+ не отказывают при утечке;
— реагируют с небольшой задержкой.
Основные компоненты системы
- Компрессор нагнетает воздух в систему.
- Ресиверы (воздушные баллоны): аккумулируют сжатый воздух.
- Тормозной кран регулирует подачу воздуха в тормозные камеры при нажатии на педаль.
- Энергоаккумуляторы отвечают за аварийный и стояночный тормоза.
- Влагоотделитель удаляет конденсат из системы.
Где применяется на ISUZU?
Пневматическая система — выбор для среднетоннажных и тяжелых серий, таких как ISUZU FORWARD и ISUZU GIGA. Требуется огромное тормозное усилие, чтобы остановить десятки тонн. Это объясняет, почему на тяжелых грузовиках пневматические тормоза.
Прямое сравнение: гидравлика против пневматики
|
Критерий |
Гидравлическая система |
Пневматическая система |
|
Надёжность |
При утечке жидкости тормоза пропадают |
При утечке воздуха срабатывает аварийный тормоз |
|
Тормозное усилие |
Достаточное для лёгких грузовиков |
Достаточное для автопоездов, крупнотоннажных прицепов |
|
Сложность и стоимость |
Проще и дешевле в устройстве |
Сложнее и дороже, много компонентов |
|
Скорость реакции |
Практически мгновенная |
С небольшой задержкой |
|
Дополнительные функции |
Ограничены |
Можно подключить тормоза прицепа, пневмоподвеску, пневмосигнал |
В таблицу попали не все отличия гидравлики от пневматики на грузовиках: есть нюансы обслуживания и диагностики. О них расскажем дальше.
Обслуживание и типичные неисправности: как избежать проблем
Особенности обслуживания гидравлики
Основные работы на плановом ТО:
- проверка шлангов на трещины;
- проверка уровня тормозной жидкости в бачке;
- прокачка тормозов, чтобы удалить из системы воздух.
Важная процедура: менять жидкость каждые два года.
Типичные неисправности: «ватные» или проваливающиеся тормоза, утечка жидкости.
Особенности обслуживания пневматики
Основные работы на плановом ТО:
- проверка герметичности системы;
- проверка работы компрессора и влагоотделителя.
Важная процедура: регулярно сливать конденсат из ресиверов.
Типичные неисправности: утечка воздуха, замерзание конденсата зимой, отказ энергоаккумулятора (авто не снять с ручника).
Любая тормозная система грузового автомобиля нуждается в профессиональной диагностике и сервисе. Проверяйте эффективность торможения согласно регламенту ТО.
Какая система лучше? Вывод и профессиональная помощь
Нельзя сказать, что лучше, гидравлика или пневматика для грузовика — каждая система имеет свою сферу применения. При правильном обслуживании они прослужат долго и не подведут на сложной дороге.
Современные тормозные системы не терпит компромиссов. Обращайтесь за диагностикой и ремонтом к профессионалам.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Что лучше: гидравлика или пневматика на грузовике?
Нельзя сказать, какая тормозная система надёжнее на грузовике, обе эффективны. Гидравлика оптимальна для лёгких грузовиков, пневматика — для тяжёлых, где требуется большее усилие.
Почему на тяжелых грузовиках используют именно пневматические тормоза?
Пневматические тормоза обеспечивают огромное тормозное усилие, способное остановить крупнотоннажную фуру или автопоезд. К этой системе легко подключить тормоза прицепа. При утечки воздуха система автоматически задействует аварийный тормоз.
Как часто нужно менять тормозную жидкость в гидравлической системе грузовика?
Каждые 2 года или 40 000 км пробега в зависимости от того, что наступит раньше.
Что делать, если замерзла пневматическая система тормозов зимой?
Прогрейте систему в теплом боксе и слейте конденсат из ресиверов.
Для профилактики регулярно сливайте конденсат и проверяйте влагоотделитель.
В чем главная опасность утечки воздуха в пневмосистеме?
При утечке воздуха тормоза не откажут, наоборот, автоматически сработают. В отличие от гидравлики, где утечка может привести к полной потере тормозов, пневматика обеспечит безопасную остановку.
Как работает стояночный тормоз («ручник») на пневматике?
Вопреки распространенному мнению, «ручник» работает не от сжатого воздуха. Его удерживают мощные пружины. Когда вы активируете «ручник», давление в системе падает, пружины высвобождаются и тормоз срабатывает.